Другая «Пушка» и другая революция.

15 комментариев

 Зал торжеств «Хацрот Яффо Атика»  (Надворье старого Яффо) знаком каждому, кто хоть раз прогуливался по узким улочкам этой части города.  Это первое здание, встречающее нас на набережной, в самом начале Старого города. Здание красивое, и часто здесь можно встретить свадебные процессии – среди молодежи Тель-Авива и Яффо это место очень популярно, хотя и не очень дешево. Но, как понимает мой читатель, речь пойдет не о свадьбе, и даже не о зале торжеств – речь пойдет о истории.
image8
зал торжеств "Хацрот Яффо Атика"
Это сегодня здесь шикарное здание, где буквально несколько месяцев назад был окончен капитальный ремонт. А раньше…
Еще в оттоманскую эпоху, в самом начале двадцатого века, здесь стоял ресторан. Да нет, какой там ресторан – таверна. Ее владелец – бывший рыбак Юсуф – ухитрился затащить на крышу старую французскую пушку столетней давности и даже кое как ее привел в порядок. Пушка эта умела стрелять!  И стреляла.. правда не часто, раз в год – на праздник Рамадан – зато стреляла она дважды в день на протяжении всего месяца. Утром, за два часа до восхода солнца, она будила яффских мусульман (будила она, конечно, не только мусульман, но стрелял для них), предупреждая, что у них есть время приготовить пищу и поесть перед началом поста. И вечером, когда солнечный диск тонул в синих водах Средиземного моря, пушка стреляла еще раз, сообщая благую весть – можно покушать.
Яффо – город нескончаемых легенд. В Яффо своя легенда есть у каждого здания, у каждого камня, у каждого жителя. Была своя легенда и у Юсуфа – поговаривали, что он однажды едва не утонул в море, перевернувшись в своей рыбацкой лодке. И чудом сумев спастись, он дал себе зарок – никогда больше не ходить в море. А так как семью надо кормить, Юсуф открыл таверну. Все яффские рыбаки его хорошо знали, поэтому у него никогда не было недостатка в свежем рыбе, а так как мусульмане не употребляют спиртное, то на этом и заканчивались все сложности гастрономического изыска. Рыба, кофе или чай, наргила  – вот и все меню. Правда в ночное время в таверне можно было приобрести и гашиш, но это было лишь для избранных.
В праздник Рамадан (месяц поста) таверна днем не работала – ведь кушать днем все равно нельзя – поэтому никому не мешали выстрелы пушки. Ядер у Юсуфа, конечно, не было, пушка стреляла холостым выстрелом, создавая лишь шум и дым. Но жители Яффо к пушке привыкли, и ее выстрелы стали неизменной частью Рамадана.  А таверна «Пушка» стала «клубом» яффских рыбаков и моряков. Остается только представить себе, какие рыбацкие байки там можно было услышать.
В 1948-м году Юсуф со своей семьей, как и многие другие арабы, покинул Яффо. Во время войны за Независимость зданию таверны был причинен ущерб (остается гадать покинул ли Юсуф Яффо из-за того, что здание было повреждено или сделал это раньше).
Но, свято место пусто не бывает! На смену сбежавшим арабам в Яффо поселились болгарские евреи, а за ними и греческие и югославские. И в начале пятидесятых годов Шмуэль и Грация Барзилай восстанавливают бывшую таверну «Пушка» и открывают там свою таверну – «Ариана». Это была настоящая греческая таверна с настоящей греческой музыкой – ромбетико, которую часто называют греческим блюзом.  В течении первых нескольких лет в «Ариане» собирались, главным образом, выходцы из Салоник. И музыка, которая там звучала – это была музыка портовых таверн Греции. Были в «Ариане» и свои «звезды». Первым из первых стал Давико Пичун – талантливый певец и аранжировщик.  Давико был одним из первых исполнителей греческой музыки в Израиле. Вслед за ним на маленькую эстраду таврены «Ариана» поднялся Лука Даларас, отец известного в наше время певца Юргоса (Георгия) Далараса.
таверна
таверна "Ариана"

e19_TASOS-VRETTOS[6
Юргос Даларас

Давико – человек удивительной судьбы. Вся его семья погибла в концлагере и лишь ему удалось спастись благодаря.. его необыкновенному голосу. Люди, знавшие его близко, говорили, что в каждой его песне было слышно страдание по утраченной семье.
Однако в это непростое время восточная музыка не была популярной в Израиле. Круг посетителей «Арианы» был весьма ограничен. И Давико и Лука, несмотря на свои таланты, так и не смогли приблизить израильтян к греческой и восточной музыке. На радиостанциях того времени самой популярной музыкой были переведенные на иврит русские военные песни («Темная ночь», «Землянка», «Синий платочек», «Полюшко-поле»), а также песни о работе, о Эрец Исраэль и им подобные. Применительно к восточной музыке появился даже особый термин «Браж» (бехи, рааш у джаз – плач, крик и джаз – так шутили тель-авивские остряки того времени).
Йосеф Бен-Исраэль, один из руководителей радиостанции «Решет Бет» в одной из передач, посвященной легкой музыке, на вопрос радиослушателей: »Когда мы услышим греческую музыку?»  бесстрашно ответил, что «раньше вырастут волосы у меня на ладонях». (Хотел бы услышать такой ответ от него сегодня).
В 1958-м году Давико Пичун побывал в Греции и встретил там молодого гитариста Аристидеса Сайсанаса.  Аристидес рассказал Давико, что уже побывал в Израиле, где без особого успеха выступал в портовых ресторанах Хайфы, но Пичун убедил его вернуться и предложил ему стать его импресарио. Итак Аристидес снова попадает в Израиль, на этот раз в «Ариану» — центр греческой культуры страны. Он берет себе звучный псевдоним Арис Сан и так начинается победное восхождение молодого певца, а вместе с ним и всей восточной музыки.
אריאנה2
реклама таверны "Ариана""

aris san2
Давико Пичун — в центре

Арис Сан совершил революцию в израильской эстраде. Через несколько недель после начала его выступлений в «Ариане», туда невозможно было попасть. Очередь тянулась на десятки метров. Изменился и состав посетителей – на смену болгарским и греческим рыбакам пришли представители тель-авивской элиты. Сам Моше Даян был горячим поклонником песен Ариса Сана (Аристидес не был евреем и Моше Даян помог ему с получением вида на жительство и разрешением на работу). Песни Ариса зазвучали на радио, стали занимать первые строчки израильских хитпарадов. Кроме того, будучи гениальным гитаристом, он придумал особый стиль исполнения на электрогитаре, который напоминал звучание бузуки – греческого струнного инструмента.
qjznn2nnkb0t (1)
Арис Сан на обложке пластинки с его самым известным хитом "Пум-Пум"

tnyy3k3nwgfz
Арис Сан пел и на иврите, одна из его популярнейших песен называлась «Я – сионист».
Но, как это часто бывает, слава и деньги вскружили голову молодому музыканту. Появились неприятности с законом – его подозревали в шпионаже, в употреблении наркотиков и после скандала с беременностью его девушки – молодой репатриантки из Марокко Ализы Азикри, Арис Сан на пике славы уезжает в Нью-Йорк.
Американская часть его жизни была еще более насыщенной загадками, загадочной была и его смерть в Будапеште.
Но мы сейчас не об этом. Таверна «Ариана», благодаря настойчивости ее владельцев, стала первым в Израиле местом, где с эстрады зазвучала восточная музыка. После Ариса Сана здесь выступала Гликерия, здесь выступали и арабские исполнители. Мне даже рассказывали, что здесь выступала великая Умм Кульсум, хотя я не очень в это верю.
В конце 70-х годов восточная музыка вовсю звучала из радиоприемников, на эстраде ресторанов и залов. «Ариана» перестала был единственной в своем роде, тихо и незаметно превратившись в обычный греческий ресторан, не с самым отменным качеством еды. Ведь раньше никто не обращал внимание на еду – сюда приходили послушать музыку. А теперь…
Так закрылась еще одна страничка в истории древнего Яффо.
330642

Метки:

15 Replies to “Другая «Пушка» и другая революция.”

  1. Оч здорово, спасибо!

  2. Интересная история, спасибо.
    С праздником! ))

  3. да, у Сана совершенно трагическое завершение судьбы…
    ПС
    Два добавления:
    1. не думаю, что можно объединить музыку греческую и то, что в Израиле называют музыка мизрахи в одну категорию, как это написано у Вас.
    2. «девушка из Марокко» Ализа на момент встречи, согласитесь, уже имела тоже не слабую певческую карьеру.
    3. Ролики Вы не ставите принципиально, я так понимаю, надеясь, что те читатели, ради которых Вы настаивали в ТА историческом ЖЖ журнале писать лишь на русском языке, разыщут в Ю-ту Сана сами?:))

  4. 1. Греки относятся к сефардам, вся сефардская музыка в Израиле попадает под определение «мизрахи». Но я буду рад, если Вы подскажите мне иное определение греческой музыки.
    2. Арис Сан познакомился с Ализой, выступая в хайфских барах. Но ее биография не имеет отношения к таверне «Ариана» — Арис запретил ей там выступать. Известен факт, что когда Ализа в его отстутствие выступила в «Ариане», он ее избил. Пожалуй, это единственный факт, связывающий Ализу с «Арианой».
    3. Я люблю качественную музыку, Качество музыки в Трубе оставляет желать лучшего, поэтому я не хочу портить впечатление о талантливом певце у моих читателей. именно поэтому я весьма редко пользуюсь роликами с Трубы.

  5. там очень многое изменилось с тех пор… и не все — к лучшему

  6. Боря ,спасибо за ещё один интересный рассказ.

  7. Тебе спасибо — я каждый день любуюсь:)

  8. Да на здоровье Боря,рад что понравилось.

  9. Очень здорово ты историями раскрашиваешь Тель-Авив-Яффо! Стоит себе здание, а потом рррраааз! и сияет всеми красками твоего рассказа.
    Я уже подумала составить карту, на которой все черно-белое,графика, а те здания и места, о которых ты уже рассказал-раскрасить цветными красками. И так заполнять ее, пока вся карта не станет разноцветной.:)))

  10. Очень интересные подробности, спасибо!
    Когда-то, будучи молодыми олим-хадашим, у которых не было русских клубов для развлечения, мы изредка ходили в Ариану-Аристон, и получали море удовольствия от музыки, танцев, и рыбы:)
    Мы были там единственными «русскими», а вокруг была странная публика, состоящая из богемы, любящей «явани», и приблатненных личностей обоего полу. Почти все были знакомы между собой. Относились к нам очень хорошо.

  11. очень интересно. спасибо. Еще одна картинка из жизни страны.

  12. 1.Вы знаете, даже без связи с музыкой, определение «сефардов» в Израиле немного спутано. Следовательно, это распространилось и на музыку. Ну, а то, что сегодня величают музыкой ‘мизрахи», думаю, и не каждый уважающий себя представитель сефардской общины назвал бы таковой…
    По поводу музыки греческой, думаю, ее надо рассматривать более, как музыку балканскую. Там законы ладовые, ритмические и т.п. сольются легче и лучше:)А еще лучше спрашивать спецов из Бар-Илана:)
    2. Мне не совсем близок подход, когда рассказ о зданиях превалирует над рассказом над судьбами. Но даже и в таком случае, чего-то очень важного мне лично не хватило в эпизоде, где Вы упомянули отношения Сана и Ализы. Вы позволите песню? Если я правильно поняла, это было написано для Ализы именно Саном. Если сочтете, что плохое качество ролика портит пост, можно смело стирать мой коммент.
    [youtube https://www.youtube.com/watch?v=-Ufb0W7GihM?feature=player_detailpage&w=640&h=360%5D

  13. 1. я рад, что мы достигли взаимопонимания по первому вопросу. Ни Вы, ни я не являемся специалистами из Бар-Илана, поэтому я остаюсь при своем мнении.
    2. Я, конечно, не буду стирать клип. То, что я это не делаю, вовсе не говорит о том, что я запрещаю это делать другим.
    Что же касается рассказа о здании, то как Вы сами понимаете, рассказать о судьбах всех, кто так или иначе был связан с этим зданием почти невозможно. Но я рад, что Вы обратили внимание на недостаток информации о взаимоотношениях Ализы и Ариса. Жаль лишь, что никто не обратил внимание на отсутствие рассказа о владельцах «Арианы» — семье Барзилай, о судьбе Давико, о замечательном певце Джо Амаре, который тоже начал свою творческую деятельность в «Ариане», нет информации и о первом владельце и, что самое главное, неизвестно — что же случилось с пушкой, стоявшей на крыше…..

  14. 1.:)
    2. Недостаток информации никогда не может послужить причиной для упрека, пренебрежительное отношение к герою\героине рассказа, да.
    Назвать певицу Ализу Азикри «забеременевшей от Сана девушкой из Марокко» — мне показалось это нетактичным.

  15. так она и и была 1) девушкой 2) девушкой из Марокко 3) девушкой Сана 4) беременной 🙂
    ну не нравится мне как она пела!)))))

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежие записи

Метки

100 лет Тель-Авиву Queen Акива Вайс Александр Вертинский Александр Леви Александр Пенн Америка Американская колония в Яффо Аполлония Афганистан Ахузат Байт Баухауз Блюз на идиш Борис Брестовицкий Венеция Византийская империя ЖЖизнь Зина Дизенгоф Иегуда Магидович Иерусалим Израиль Италия Кладбище на улице Трумпельдор Кфар-Сава Маньшия Меир Дизенгоф Наполеон Неве-Цедек О как! Палестина Рим Россия Сегодня много лет назад Сердце города Тель-Авив Тиш Улицы Тель-Авива Флорентин Фредди Меркури Яффо авиация американская колония в Яффо арабы армия архитектура афоризм базар за базар барон Ротшильд без галстука бульвар Ротшильд вино внутренние органы война вопросы-ответы воспоминания очевидцев вспомним молодость вы против кого дружите гид в Тель-Авиве гимназия Герцелия глюки гостиница Палатин грустно двухколесное деньги дети диалоги дни открытых домов в Тель-Авиве друзья дядя Миша евреи женщины жизнь прекрасна загадка записки на салфетках засветился зеленая тумба злачные места история история Израиля история Тель-Авива кама зман ата бе арец кафе "Касит" кино книги компьютерное корабль "Руслан" кофе кошки курительные трубки кушать подано легенды Тель-Авива лекции по понедельникам любимцы города любовь мединат Тель-Авив мемуары метрай мужчины музыка на правах рекламы наша раша неизвестная история нелегалы памятники Тель-Авива пароходы первые цветные фотографии Тель-Авива петросянщина пиво площадь Альберта площадь Дизенгоф площадь Медина порт последний рельс поэты правило виноделов праздник прогулка в сердце города прогулки по Тель-Авиву путешествия работа разbeerтуализация размышления размышлизм разочарование разрушая мифы рак бе Исраель русские израильтяне рынок Левински скребущие небеса смешно и грустно смотри и слушай старое тель-авивское кладбище старые фотографии Израиля старые фотографии Тель-Авива тель-авивские байки тель-авивские истории тель-авивские кинотеатры тельавивости тельавивости тенденции тенденция традиция трубки курительные туризм улица Алленби улица Бялик улица Герцель улица Герцль улица Дизенгоф улица Лилиенблюм улица Нахалат Беньямин улица Нахалат Биньямин фантазия фильм о Тель-Авиве фотографии фотографии Израиля фотографии Тель-Авива читая газеты что в имени твоем чудеса Израиля чудеса улицы Алленби шутка юмора шутка юмора экскурсии экскурсии Бориса Брестовицкого экскурсии в Тель-Авиве экскурсии в Яффо экскурсии по Тель-Авиву экскурсия экскурсовод по Тель-Авиву я - это я

Please follow & like us :)

Архивы

Рубрики

Подписаться на нас

Страницы