Тель-Авив. 100 лет до “нашей” эры.

В своих рассказах я иногда упоминаю арабские поселения, находившиеся когда-либо на территории сегодняшнего Тель-Авива. В связи с этим у самых любознательных моих читателей возникают вопросы. Эта заметка написана с целью ответить на эти и на не заданные пока вопросы. Итак, Тель-Авив, до “нашей” эры, до первой алии…

Всего на том участке Эрец Исраель, который сегодня занимает Тель-Авив, в разное время было одиннадцать арабских поселений. (Я имею ввиду только оттоманский и британский период). Названия некоторых из них до сих пор на слуху, и даже увековечены в названиях улиц и кварталов города. Это поселения Саломе, Абу Кабир, Шейх Мунис, Сумиель, Джамсин и другие.  Большая часть этих поселений была основана бывшими солдатами армии Ибрагима Пахи, пришедшими из Египта, но была и германская колония Шарона, основанная немецкими монахами-темплерами. Сегодня я расскажу вам о трех самых больших из этих поселений.

 

Деревня Абу Кабир была основана в 30-х годах 19-го века и находилась там, где сегодня проходит тель-авивская улица Кибуц Галует, хотя многие ошибочно думают, что деревня располагалась на месте тюрьмы Абу Кабир и хулонского квартала Тель Гиборим. Название деревня получила в честь египетского города Тель Абу Кабир, находящегося в дельте Нила. В этом городе стояла воинская часть, в которой до демобилизации служили основатели поселения. И это название осталось на карте Тель-Авива – Тель Кабир, так сегодня называется квартал, занимающий юго-западный край бывшей деревни.

Место для строительства поселения было выбрано не случайно. Среди песчаных дюн и валунов, оставленных ледником, было трудно найти ровный участок земли. достаточно большой для постройки деревни. Но как раз в этом месте находилось старое, еще со времен эпохи Хашмонаим, еврейское кладбище. Участок давно был обработан еврейскими руками. Вот на месте этого кладбища и была построена деревня Абу Кабир. В 90-х годах (прошлого века) во время проведения работ по расширению проезжей части улицы Кибуц Галует на отрезке между улицами Шокен и Герцель были обнаружены останки древних еврейских захоронений. Строительные работы были приостановлены до тех пор, пока не было найдено оригинальное инженерное решение – над захоронением был построен мост, по которому и проходит дорога.

Но это сегодня, а тогда…  тогда Абу Кабир была обычной арабской деревней, с садами-пардесами, по которым бродили отары овец, с разбросанными в беспорядке домами, без дорог и улиц.

Надо сказать, что жители этой деревни были людьми трудолюбивыми. В скором времени вместо ветхих хижин там стояли каменные дома с черепичными крышами. И теперь жители Абу Кабир ехали на яффский базар не покупать еду, а продавать то, что выращивали. В конце 19-го века в деревне поселилось и несколько еврейских семей, но это совсем другая история, к которой я еще обязательно вернусь.

С началом войны за независимость Израиля деревню “облюбовали” многочисленные арабские банды, в основном из за близости к Тель-Авиву и, главным образом, из-за очень удобного расположения к дороге, соединяющей Тель-Авив и Иерусалим. Дорога эта проходила так близко, что террористы могли обстреливать ее прямо из окон домов. Жители деревни без проблем предоставляли кров различным бандитским группировкам. В конце концов бойцы “Хаганы” штурмом взяли деревню, арабское население покинуло ее и большая часть домов была разрушена, чтобы обстрелы не повторялись.

Деревня Сумиель по занимаемой территории была самой большой из всех одиннадцати. Ее “жилая” часть находилась в прямоугольнике, очерченном улицей Блох с юга, Жаботински – с севера, Ибн Гвироль – с запада и Ремез – на востоке. Поля и сады, принадлежащие жителям деревни, простирались от улицы ККЛ до дороги на Петах Тикву (улица Менахем Бегин), проложенной в 1924-м году.

Основали деревню представители бедуинского племени Харб А-Суиалима, пришедшие из иорданской пустыни в середине 19-го века.

Жители Сумель занимались выращиванием цитрусовых и овощей, а также рыбной ловлей в текущих рядом речках Аялон и Яркон. После ухода турков жители деревни начали в массовом порядке продавать свои земли и дома, возвращаясь в Иорданию. В 1943-м году в деревне оставалось всего 1100 жителей, из 4000 тысяч. населявших ее перед началом Первой Мировой Войны. В том же 1943-м году решением британского губернатора деревня Сумиель была присоединена к Тель-Авиву.

После войны за независимость деревню покинули последние жители. Часть брошенных домов была снесена и на их месте был построен комплекс общественных зданий -  здание профсоюза израильских учителей и позже – здание общего профсоюза трудящихся (который до этого находился на улице Алленби). Позже – в конце 60-х- эти здания были перестроены на том же месте.

В 1961-м году все земли деревни Сумиель были проданы частным инвесторам для дальнейшей застройки. Деревня Сумиель прекратила свое существование, но и сегодня можно увидеть остатки бедуинских домов, а во дворе синагоги Реканатти сохранилось и несколько целых домов.

Третья из самых больших деревень – Джамаасин  — находилась в месте соединения рек Аялон и Яркон и была разделена этими реками на две части: Джамаасин аль Араб на западе и Джамаасин аль Шарки – на востоке. Западная часть была расположена вдоль сегодняшней улицы Намир, а восточная – на холме Тель Хашхаш (сегодня это место называют Гиват Наполеон и находится оно в центре рамат-ганского парка Рош Хаципор).

И эта деревня была основана бывшими солдатами Ибрагима Пахи – ветеранами суданской дивизии, пришедшими сюда в 1827-м году. Уровень жизни в двух половинках деревни существенно отличался. Жители западной части занимались разведением быков, отсюда, скорее всего и происходит название деревни (Джамус – по арабски бык). Жители восточной части главным образом выращивали цитрусовые.  В Джамаасин аль Араб были первые молочные фермы, снабжавшие молоком и сыром жителей Палестины. В 1947-м году деревня насчитывала 1700 жителей. Они довольно лояльно отнеслись к созданию еврейского государства, но со временем тоже стали массово продавать свои земли и покидать Израиль.

На земле Джамаасин построены сегодняшние тель-авивские кварталы Бавли и Офека, а большой участок, называемый Гиват Амаль,  до сих пор не застроен.

19 thoughts on “Тель-Авив. 100 лет до “нашей” эры.

  1. «И эта деревня была основана бывшими солдатами Ибрагима Пахи – ветеранами суданской дивизии, пришедшими сюда в 1827-м году».
    Вообще-то, арабская колонизация, проводимая Ибрагим-пашой, могла начаться с 1831 года-т.е. с начала его Сирийского похода. До этого как-то трудно представить себе заселение местных земель подданными Мухаммеда-Али (властителя Египта и отца Ибрагим — паши , находившегося в оппозиции к Порте,а с 1828 года-в состоянии фактической войны.
    Возможно, есть какие-то источники, которые объясняют появление суданцев в 1827 году?

  2. я об этом прочитал в книге Йоава Регева «Яффо, сто лет и один год». При этом и он подчеркивает, что это были ветераны — то есть солдаты, оставившие службу по возрасту. В то время в армию могли забрать и без желания, поэтому не удивительно, что ветераны не хотели вернуться в Судан.

  3. Если я правильно понимаю, то деревня Тель Абу Кабир находилась на возвышенности, значит ли это, что квартал, носящий имя Тель Кабир тоже не в овраге или это просто дань памяти? Хотя кладбище… там их делали на высоте, а вот у нас-не знаю. Но то, что деревня была построена на месте кладбища… 😦 А как сегодня в этих местах, много арабов живет?
    Жители деревни Сумель были достаточно мирными, раз банды не облюбовали эти места, их просто не впускали к себе эти бедуины, не поддерживали и не давали кров. И еще вопрос, почему из поселения уехали все бедуины, если у них сложились отношения с евреями? Или они настолько свободолюбивы, что не хотели соседства?
    В общем-то этот же вопрос о жителях деревень Джамаасин. Почему началась массовая продажа земель, почему жители покидали эти места? Им угрожали или тоже непринятие новых порядков и соседство с евреями?
    Очень интересный рассказ, жду продолжения 🙂

  4. Да, я эту книгу знаю. Она у меня есть. Не могу сказать, что из любимых-но это дело вкуса. Приводимые данные не убеждают, хотя вдаваться в дискуссии по поводу года-двух смысла никакого нет. Принципиальным во всей этой истории является вопрос времени заселения арабами ЭИ, точнее-центральной его части. Именно поэтому я и задал вопрос. Известно, что колонизация была фактически насильственной и соответствовала политике Мухаммеда Али, выставлявшего, таким образом, форпост против турок.
    Ну а то, что в армию могли забрать и без желания-это понятно:)))
    Вообще, тему Вы подняли интересную. Арабские источники смотрели?

  5. Арабские источники не смотрел — языком не владею. Мне бы все ивритские и английские освоить:)
    А тема — меня очень заинтересовал тот факт, что все эти поселения были созданы «пришлыми» арабами — из Египта, Судана, Иордании. И не только те, о которых я уже рассказал. С некоторыми другими все еще интереснее:)

  6. 1. Деревня называлась Абу Кабир
    2. Тель Кабир — действительно дань памяти. Там нет ни холмов, ни оврагов.
    3. У арабов, в отличии от евреев, нет предрасудков по отношению к кладбищам, если это, конечно, не их кладбища.
    4. Почему жители деревни продавали землю и дома? Прогресс, приближение города. Они это понимали, но не принимали. Хотя, конечно, им никто не угрожал… ну, может мальчишки воровали апельсины:)

  7. Особенность арабских источников в том, что они на всех языках публикуют. Если абстрагироваться от политики и идеологии, то у них встречается немало материалов по поднятой Вами теме. Бывают среди них и весьма интересные.
    То, что поселения создано ТОЛЬКО пришлым арабами-это факт! Причем, не столько пришлыми, сколько насильственно привезенными (о чем я уже выше упоминал). Распространенный миф гласит, что это исконно арабские земли. Совсем наоборот! И тому свидетельств предостаточно!
    Кстати, не только из перечисленных Вами стран-очень много из Сирии и Ливана. Особенно в тех деревнях, о которых Вы упоминаете.

  8. кстати о материалах — Вы можете что-то посоветовать по данной теме? О дотель-авивском периоде.

  9. Это сложный вопрос. Я работаю по Яффо и там все понятно: есть историография арабская и неарабская (турецкая, английская, немецкая, французская и т.д., включая, естественно, ивритскую).
    Вы поднимаете тему поселений в Гуш Дане, влившихся впоследствии в Тель Авив. Это совсем другая «песня» — в силу своей крайней разнородности. К примеру, по упомянутой Вами Сароне существует целая библиотека на английском и иврите. У меня практически все есть-этой темой я давно улечен. Немецкой литературы нет, да она и без надобности-австралийские «темплеры» все перевели на английский.
    По арабским деревням кое-что есть, но арабские источники на английском зачастую лукавят. Пример-вот этот сайт: http://www.palestineremembered.com/JaffaTownsSnapshot.html
    Сформулируйте поконкретнее-может быть общими силами отыщем:)

  10. Из всего перечисленного, слышала только о деревне Абу-Кабир. И, конечно, думала, что она была на месте тюрьмы:)
    Ватики 70-х рассказывали, как в Тель-Гиборим уже стояли амидаровские коробки, а рядом жили арабы, которые иногда развлекались, ранними утрами постреливая по спешащим на работу гражданам.
    Был также некий арабский хутор на холме, рядом с Университетом.
    Там также жили, и до сих пор не сдают бастионов, несколько евреев. Арабы ушли, получив хорошие компенсации. Вид с холма на ночной Т-А — потрясающий…

  11. деревня рядом с университетом называлась Шейх Мунис — о ней пойдет речь в следующем рассказе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s