Куда тут нажимать – часть 2

0 Comments

Теперь, когда мы знаем, как получается картинка, осталось научиться, как эту картинку правильно “образовать”. Итак, продолжение… для продвинутых чайников.

 

4.Экспозиция в цифровой фотосъемке

clip_image001

Из множества знаний, необходимых хорошему фотографу, важнейшими остаются знания в области экспонометрии. В предыдущей серии статей, я описывал, что такое диафрагма, выдержка и чувствительность. Это три основных параметров, которые влияют на экспозицию в фотографии. Каждая современная фотокамера умеет замерять экспозицию, и настраивать экспопары в автоматическом режиме без участия фотографа. Но очень часто фотоаппарат ошибается в выборе правильной экспозиции, особенно, если в кадре есть очень большой разброс по яркости (например, портрет на фоне яркого неба), или в художественных целях нужно сделать фото темнее или светлее от стандартной экспозиции.

Для того чтобы это не случалось, нужно хорошо понимать, что такое экспозиция, и какие значения диафрагмы, выдержки и чувствительности нужно установить для лучшего результата. Итак, сегодня попытаюсь разъяснить, что такое экспозиция и на что она влияет.

Экспозиция — это интенсивность света, умноженная на время, в продолжении которого, свет взаимодействует на сенсор фотокамеры. Измеряется в люксах (лк * с). Интенсивность света регулируется диафрагмой, а время – выдержкой (скорость затвора), а пара из этих значений называется экспопарою.

Для простоты измерения освещенности объекта используется логарифмическую величину — «EV» (Exposure Value). Значение 0 EV равняется освещению в 2,5 люкса. Для получения экспозиции объекта с таким освещением нужны диафрагма f/1 и выдержка в 1с при чувствительности матрицы в ISO 100.

Заметьте, что изменение значений выдержки или диафрагмы в экспопаре на n EV, меняет экспозицию на 2 в степени n раз. Для диафрагмы – изменение освещенности в 1 EV означает изменение значения диафрагмы на корень из двух (например, с f/2.8 на f/4.0), для значений выдержки чувствительности и выдержки – изменение в 2 раза (1/500с и 1/1000с , ISO 100 и ISO 200).

Экспопары (Выдержка и Диафрагма)

В зависимости от определенных условий, одну и ту же экспозицию можно получить с помощью различных экспопар. Для лучшего понимания, представьте себе стакан, который нужно наполнить водой. Сделать это можно двумя вариантами — подавать воду тонкой струей (прикрытая диафрагма, большое диафрагменное число) но более длительный период времени (длинная выдержка), либо увеличить напор воды и наполнить стакан за гораздо более короткий период времени.

Выбор конкретной экспопары зависит от техники (ее возможностей) и от творческой цели фотографа. Для примера, если необходимо размыть задний фон, визуально увеличив акцент на основном объекте фотосъемки, то фотограф выбирает экспопару, в которой число диафрагмы будет меньше (т.е. с более открытой диафрагмой). Или же наоборот, когда фотографу нужно остановить мгновение (спортивная фотосъемка), то он выберет экспопару с короткой выдержкой.

Замер экспозиции. Экспонометры

В современных любительских фотокамерах экспозамер и расчет экспопары происходит встроенным в фотокамеру процессором на основе выбранной сюжетной программы (авторежим, портрет, пейзаж и т.д.). В профессиональных фотоаппаратах автоматику экспозамера можно отключать полностью, также она может частично или вовсе отсутствовать (студийные фотокамеры).

Замер экспозиции – задача экспонометра, который может быть встроен в фотокамеру, или же быть совсем независимым устройством. В зависимости от его типа, различают два вида замера:

· Замер экспозиции по освещенности объекта. Замеряется только внешним экспонометром, который размещают непосредственной близости от объекта фотосъемки, тем самым, замеряя поток света, падающего на сам объект. В случае использования студийных вспышек, используют флешметры.

· Замер экспозиции по яркости объекта. Как правило, встроенные в фотокамеру экспонометры замеряют отраженный от объекта поток света. Встроенные в камеру экспонометры, в основном калибрируют из расчета отраженного от объекта 18% света. То есть, если замерять экспозицию серой карты, которая отражает 18% света и сфотографировать ее, то и на фотографии она будет такой же яркости. Каждый экспонометр ведет себя так, будто мы фотографируем объекты, которые отражают 18% света, поэтому если наш объект будет отличаться от «эталонного» серого, то, скорее всего, экспонометр даст ложную экспозицию. В таких случаях возникает необходимость замерять экспозицию не по отраженного свету, а по падающему на объект, или же применить экспокорекцию.

Режимы замера экспозиции (точечный, центровзвешенный и матричный)

Экспонометры, умеющие замерять по отраженному свету, могут работать в нескольких режимах:

1. Точечный замер — для замера экспозиции используется небольшой (например, 1% — 5%) участок кадра (точка), другие участки игнорируются вообще.

2. Центровзвешенный замер — замеряет яркость всей площади кадра, но при этом центральная часть кадра имеет значительную большую весомость в расчете конечной экспозиции. Обычно коэффициент между центром и периферией составляет 1:5, но может отличаться в зависимости от производителя фотокамеры.

3. Матричный замер — замер производится на основе анализа в нескольких зонах разбросанных по всему кадра, и с помощью специальных алгоритмов процессор фотокамеры вычисляет экспозицию. Для примера, если яркость верхних (в кадре) точках значительно превышает яркость нижних, то фотокамера будет считать, что мы фотографируем пейзаж. Количество зон, их размещение и алгоритмы расчетов отличается в зависимости от модели и производителя фотокамеры.

Каждый из этих методов по-своему эффективен для конкретных случаев. Матричный замер прекрасно подходит только к стандартным по освещению сюжетам, в которых в среднем отражение света от объектов составляет примерно 18%. Точечный замер удобно использовать при контровом освещении, когда основной объект и фон значительно отличаются по яркости (например, модель на фоне неба). В таком случае замер нужно проводить только по самой модели, игнорируя фон. Центровзвешенный замер идеально подойдет, когда основную центральную часть кадра занимает модель, тогда замер делается по центральной части с незначительным учетом периферии кадра.

Экспокорекция

Точечный и центровзвешенный замеры наиболее эффективно использовать с поправками экспозиции, т.е. проводить экспокорекцию. Все дело в том, что большинство сюжетов, которые вы будете фотографировать, по освещению отличаться от «эталонного 18%», по которому калиброванный ваш экспонометр, поэтому фотографу необходимо вносить поправку на экспозицию с учетом разницы яркости нужного объекта.

То есть, фактически, экспокорекция – это изменение значений диафрагмы или выдержки по отношению к тем, которые вычислил встроенный экспонометр. В различных режимах работы фотокамеры, экспокорекция несколько отличается. Так, в режиме приоритета диафрагмы, экспокорекция изменяет выдержку, а в режиме приоритета выдержки – наоборот меняться значение диафрагмы. В ручном режиме, внесение экспокорекции может сопровождаться изменением обоих параметров, по желанию фотографа, а в автоматическом режиме зависит от встроенных алгоритмов производителя.

В современных фотокамерах экспокорекцию можно проводить до ±5 EV с шагом в ⅓ EV или ½ EV.

Обычно фотограф выбирает значение экспокорекции на основе своего опыта, но общие рекомендации таковы: если снимаемый объект или фон отражает больше чем 18% света (светлые объекты, такие как небо, белое платье невесты, и т.д.), то нужно внести экспопоправку от +⅓ EV и больше (чем светлее объект или фон, тем более значимую коррекцию нужно внести в экспозицию – +1EV+2EV или больше).

Советы

Если под рукой нет внешнего экспонометра, то для точности замера отраженного света можно использовать эталонную серую карту которая отражает 18% света (можно купить готовую в магазине или изготовить самостоятельно). Если же нет серой карты, то стоит попробовать поискать в кадре объекты, которые также отражает примерно 18% света, и проводить точечный замер по таким объектам (это могут быть – внутренняя сторона руки, серая внутренняя сторона фотосумки, зеленая трава и т.д.).

Мастерство фотографа как раз проявляется в умении находить нужные объекты в кадре, по которым можно правильно замерять экспозицию, и в умении рассчитать нужную экспопару. Это приходит только с практикой и детальным анализом экспозиции (лучше всего анализировать экспозицию по гистограмме).

Приведу небольшую таблицу, в которой описаны некоторые сюжеты и приблизительные значения экспопоправок, которые нужно применить при их фотографировании.

Сюжет

Изменение экспозиции
в
EV или "ступенях"

Снег при ярком свете

+2

Снег в облачную погоду

1 ½

Белый фон

+2

Маленький объект на белом фоне

+2

Большой объект на белом фоне

+1

Пейзаж при ярком солнце

+1…+3

Пейзаж, залитый солнцем

+2

Пляж

+2

Маленький объект на темном фоне

-2

Большой объект на темном фоне

-1

Темный объект

-2

Если сомневаетесь в выборе правильной экспозиции, то для надежности можно применить брекетинг экспозиции (эксповилка). Фотокамера в таком режиме делает три (или 5) последовательных кадры с разной экспозицией (разницу экспозиции фотограф указывает самостоятельно, как правило, это различие не более 2 EV). Вам остается только выбрать кадр с наилучшей экспозицией.

 

5.Зачем современному фотографу гистограмма?

clip_image002Цифровая фототехника подарила нам замечательную возможность увидеть наше фото не только сразу же, после того, как мы нажали на спуск фотоаппарата, но и до этого момента (в режиме визированию по экрану). Такая возможность позволяет не только оценить сюжет и композицию кадра, но и узнать, правильно ли экспонирован снимок. Основным объективным средством для познания технических характеристик фотоснимка в цифровой фотографии является гистограмма.

Зачем современному фотографу гистограмма?

Хотя все современные камеры оснащены достаточно большими и качественными дисплеями, все они имеют свой уровень яркости, восприятие которой зависит так же от окружающего света. Если смотреть на дисплей ночью картинка будет казаться очень яркой, а днем наоборот — очень блеклой. Качество дисплеев в камерах действительно высокое, но не настолько чтобы отобразить разницу между почти белым и абсолютно белым, как и разницу между почти черным и абсолютно черным. А вот гистограмма независима от любых условий просмотра. Именно гистограмма позволяет провести детальный анализ переэкспонированных или недоэкспонированных кадров, и вовремя съемки внести поправку в экспозицию (выдержку и диафрагму).

Что такое гистограмма

Гистограмма графически показывает распределение пикселов изображения по уровням яркости. Чем выше столбик гистограммы, тем больше пикселов данной яркости присутствуем в изображении.
Посмотреть гистограмму можно на многих фотокамерах. Некоторые позволяют сделать это даже в процессе съемки (так называемая "живая" гистограмма). Чаще — в режиме просмотра. Иногда помимо общей яркости можно увидеть и уровни отдельных цветовых каналов RGB.
Горизонтальная ось гистограммы в цифровом фотоаппарате, условно разделена на три примерно равных зоны. Самую левую называют зоной теней (Shadows), самую правую — светами (Highlights), а центральную — средними тонами (Midtone).

clip_image003clip_image004

В "классическом" представлении принято иначе разделять тоновый диапазон: света, четвертьтона, полутона, тричетвертьтона, тени. По шкале плотности черного цвета границы участков будут соответствовать значениям 0%, 25%, 50%, 75%, 100%.

clip_image005

Эта градация используется в полиграфии, в фотографии (в частности, так делят гистограммы на дисплеях цифровых камер). В программе Adobe Photoshop такая градация применяется в диалоговом окне Curves (Кривые).

Мощные графические редакторы, а также RAW-конверторы, дают более детальную информацию о снимке, поэтому при компьютерной обработке мы можем увидеть заметно больше.

clip_image006
Гистограммы одного и того же изображения в разных графических редакторах (в данном случае – RAW-конверторы).

Сегодня мы остановимся именно на том, как прочесть данные гистограммы исходного изображения.

Как же выглядит гистограмма нормально экспонированного снимка? В большинстве случаев мы должны увидеть "холмы", которые заполняют всю ширину гистограммы. При этом на ее границах ( в тенях с левой стороны, так и в светах – с правой стороны гистограммы) высота "холмов" должна спадать до нуля. Если на вашем снимке так и есть, то это означает, что все детали в тенях и светах различимы. Но надо помнить, что как и в любых правилах, здесь есть свои исключения, но об этом попозже.

clip_image007
Гистограмма на этой фотографии говорит о том, что снимок экспонирован правильно, так как сохранены все детали и в тенях, и в светах.

Теперь посмотрим на гистограммы снимков с неверно выбранной экспозицией.

clip_image008

Область заполнения пикселами в гистограмме недоэкспонированного снимка смещена влево. При этом в светах пикселы или отсутствуют, или имеются в минимальном количестве, которым можно пренебречь. В нашем примере, анализ гистограммы и сюжета снимка, дает возможность утверждать, что снимок недоэкспонирован, поскольку съемка проводилась днем и в облаках должен быть белый цвет, а на здании и деревьях не должно быть очень много почти черных пискселов (которые высветлить без ухудшения качества, уже не возможно)

Сказанное выше не относится к снимкам, в которых весь кадр занимают изначально темные объекты.

clip_image009

В нашем примере снимок сделан поздно вечером и даже в самых светлых участках не содержит белого цвета. Поэтому гистограмма, внешне подобная гистограмме недоэкспонированного снимка, на самом деле адекватно отражает нормальный тоновый диапазон.

clip_image010

В гистограмме переэкспонированного снимка явно не хватает информации в области света и четвертьтонов. Обычно советуют такие снимки считать испорченными.

Следует различать переэкспонированные снимки и сюжеты, в которых тени практически отсутствуют.

clip_image011

В нашем примере практически отсутствует черный цвет, так как его там попросту и нет. Но вся наиболее важная зрительная информация передана полностью, анализ сюжета показывает, что все тона переданы адекватно.

Вывод

Гистограмма очень мощный и удобный инструмент работы фотографа, а также совершенно необходимая вещь для создания технически качественных снимков. Но вам стоит понять что, у каждой фотографии есть своя гистограмма, и она не бывает правильной или не правильной. Гистограмму стоит рассматривать как инструмент быстрого анализа фотографии во время съемки (или во время обработки).

6.Основы композиции в фотографии

clip_image012Пришло час потолковать об основах композиции по-серьезному. Согласитесь, современные высокоинтеллектуальные фотоаппараты могут точно установить экспопару и нацелить на резкость. Всё же на вопросы, что включать сцену, а что нет, с какого ракурса и под каким углом снимать и как расположить объекты в кадре относительно друг друга — не ответит пусть даже самая умная аппаратура. Но, тем не менее, как раз это и определяет, каковой получится снимок. А именно композиционное решение делает изображение образным, наполняет смыслом и эмоциями. Так как же ее основать — хорошую композицию?

Термин «композиция» произошел от латинского «сочинение, составление, расположение» и означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое. Сформировать «гармоничное целое», может показаться начинающему фотографу очень трудной, и даже в некоторой степени, непосильной. Здесь необходимо чувствование меры и хороший вкус, хорошее понимание основ психологического восприятия зрительных образов, богатый собственный эмоциональный опыт. Да и вообще мастерство дизайнера, как минимум. Впрочем, познание несложных правил композиции помогает «выстраивать» кадр значительно проще и интереснее в любой ситуации и любому фотографу.

Золотое сечение

clip_image013

На протяжении многих веков для построения гармоничных композиций художники пользуются правилом золотого сечения. Это, интуитивно найденная мастерами соотношение, самим фактом своего существования вызывает у наблюдателя положительные эмоции. Золотое сечение — это разделение отрезка C на две части таким образом, что бы большая его доля B относилась к меньшей A так, как весь отрезок C относится к B (т.е. A:B = B:C). Это отношение равно примерно 5:8 и выглядит так.

clip_image014

Пропорция золотого сечения может быть отображена разными пространственными формами. Самый простой вариант — прямоугольник, разделенный на две части в этой пропорции. Другое решение — диагональное. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно, но если вы скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта находились в его секторах, то композиция будет выглядеть гармоничной. Наиболее простой и яркий способ использования принципа золотого сечения — очень популярное правило «двух третей». Изображение по вертикали и горизонтали делится на три равные части. В итоге получается девять секторов.

clip_image015

В основном, начинающие фотолюбители всё помещают в центр кадра: и не важно, то ли это лицо, фигура или линия горизонта, которая делит фото на две равные половины. В принципе такое допустимо. Но лишь тогда, когда это осознанный художественный прием. Иначе — фотография получается статичной, безжизненной. Правило трех третей именно для того и существует, чтобы разукрасить фотографию динамикой, вдохнуть ее жизнь. Любые поверхности лучше всего располагать по линиям в соотношении 3:5. То есть меньшая часть должна занимать несколько больше одной трети. Хотя для удобства говорят о третях. К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо, в двух нижних — землю, приобретет основательность. Или наоборот — увеличить присутствие неба, дать «воздушную перспективу». У снимка появится глубина и легкость. Таким образом, фотограф управляет настроением зрителя.

clip_image016

Кроме того, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий образуются так называемые «узлы внимания», они обозначены на рисунке. Психология восприятия такова, что именно на этих точках человеку приятнее всего видеть объекты или элементы. Взгляд останавливается здесь независимо от формата кадра или картины. Поэтому важные объекты снимка лучше всего располагать именно в этих «узлах внимания».

Следующее важное правило — левой руки. Для большинства людей естественно смотреть сначала в левый верхний угол изображения, соскальзывая взглядом в правый нижний.

clip_image017

clip_image018

Полоса из левого верхнего угла в правый нижний — это так называемая «проходная зона». Все, что в ней расположено, имеет второстепенное значение, и, кроме того, есть четко выраженная направленность движения сверху вниз. Соответственно, то, что расположено в правом верхнем и левом нижнем углах кадра, имеет существенно больший смысловой вес для зрителя. В соответствии с правилом левой руки, если нужно выделить на фотографии, к примеру, дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения, слева направо, Правило левой руки – взгляд будет «спотыкаться» о границы дороги. Но стоит «отзеркалить» фотографию, и дорога просто потеряется на снимке, глаз не воспримет ее как важный элемент, он будет соскальзывать по ней. Этот пример наглядно демонстрирует не только действие правила левой руки, но и такую особенность человеческого восприятия, как асимметрия. Кадр и его зеркальная копия всегда воспринимаются по-разному.

СНИМОК 1.
clip_image019
«Осенний. В оранжевых тонах» Салават Фидаев, г. Уфа

Первое преимущество снимка — он объемный, в нем есть перспектива. Одинаковые по размеру банки по-разному удалены от зрителя. Поэтому дальняя кажется меньше, кроме того, она не в резкости — все вместе это создает ощущение глубины. Есть диагональ, довольно своеобразная. Она читается как раз по правилу левой руки: взгляд соскальзывает по ней и упирается в яблоко. Поэтому ощущение, что она есть, а вроде бы ее и нет. Тем более что диагональ, выстроенная донышками банок, имеет одно направление, а диагональ крышек — другое.
Кроме того, банки создают ритм. Казалось бы, какой ритм из двух элементов? Но если присмотреться, то понимаешь, что ощущение ритмичности создается не «целыми» банками, а их парными элементами: крышками, донышками, освещенными наклонными частями банки. Последние к тому же поддержаны правой гранью передней банки. Пусть она и асимметрична, и выступает как антагонист, но в создании ритма тем не менее участвует. Поддерживает ритм и яблоко, оно компенсирует недостаток третьего элемента в последовательности. Кроме того, яблоко расположено вблизи от одного из «узлов внимания».
Центральная смысловая часть фотографии — это светлая полоса в банке на переднем плане. Несмотря на то, что она неярко выражена как линия, тем не менее, эта игра света притягивает взгляд. Почему? Ответ прост: она практически совпадает с линией золотого сечения, а яркие пятна по краям — расположены в «узлах внимания».

СНИМОК 2.
clip_image020

«Ехали цыгане…» Салават Фидаев, г. Уфа

Удивительно простое, но эмоционально интересное решение. Главный объект снимка делит кадр приблизительно в пропорции золотого сечения. Помидоры, верхом едущие на кабачке. Явно просматривается ритмический рисунок — созданный расположенными на кабачке помидорами. Пожалуй, можно говорить о том, что ритм подчеркивается световыми бликами и тенями. Ритм несколько сломан красным колесиком, но это и притягивает взгляд, мало того, пара помидоров и колесо расположены на вертикальной оси золотого сечения. Дополнительную динамику снимку придает небольшой наклон верхней части кабачка, подчеркнутый светлой полосой. Сюжет снимка построен на отношениях трех групп — кабачок, помидор с колесом и три помидора, объединенных ритмом. Некоторая неоднородность фона в сочетании с отсветом перед кабачком придает снимку глубину и многоплановость. И, наконец, еле угадывающаяся вертикальная линия складки фона, делящая кадр также в пропорции золотого сечения, довершает эмоциональное воздействие на зрителя.

СНИМОК 3.

clip_image021
«Портрет семейства Дюшес» Салават Фидаев, г. Уфа

Первое, что бросается в глаза — полка, которая делит кадр по горизонтали приблизительно в пропорции, близкой к золотому сечению. Явно выражен ритм из семи однородных объектов — груш. Ритм усиливается панорамным форматом кадра. Снимок явно уравновешен, почти симметричен. Динамику снимку придает расположение груш. Основной эмоциональный настрой создают две соседки центральной груши. Они как бы находятся в «центре общения». Больше всего «цепляет» взгляд груша, которая выделяется своей ориентацией, создающая единственную, явно выраженную линию, пересекающую диагональ из левого верхнего угла в правый нижний (правило левой руки). С ней вяло корреспондируют небольшим наклоном соседка справа и, в противопоставлении, левая соседка центральной груши. Характер снимку придают световые пятна, подчеркивающие фактуру и создающие многоплановость даже в той минимальной пространственной глубине, в которой создана эта композиция.

Средства композиции

Теперь о некоторых средствах композиции. Одними из самых выразительных элементов являются линии. С их помощью легко управлять зрительским вниманием и настроением. Во-первых, линии работают на глубину снимка, создают ощущение трехмерности. Во-вторых, ведут взгляд по направлению к горизонту или композиционному центру. Любопытно, что разные линии воспринимаются по-разному: изогнутые успокаивают, ломаные действуют как раздражитель, вертикальные передают величие, силу и мощь, горизонтальные — спокойствие и безмятежность, а диагонали привносят динамику. Причем этот эффект сохраняется не только для линий, которые мы действительно видим, — границы дороги, столбы, линия горизонта, но и для воображаемых. Например, направление взгляда или жеста. Выигрышно смотрится снимок, в котором линии выходят из углов кадра.

Второе композиционное средство — пятно. Это любой объект снимка, у которого есть более или менее четкие границы. И это не только предметы, но и тени, и световые блики. Они с легкостью могут играть самостоятельную роль. Итак, пятно. Оно может быть цветовым или тональным, и с его помощью легко выделить важный объект и определить смысловой центр композиции. Кроме того, в зависимости от размера пятна по отношению ко всему снимку можно создать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества или, наоборот, тесноты и суеты.

Третье важное средство — ритм. Это гармоничное чередование однородных или подобных геометрических форм, пятен и линий. Выстроить интересный ритм могут не только деревья в парке или фонарные столбы вдоль дороги, но и яблоки на рыночном лотке, дома на улице, даже люди в одинаковой одежде. Чем монотоннее ритм — тем спокойнее композиция. Рваный ритм сделает фотографию экспрессивной. Ритмический рисунок с убывающими размерами задает направление, создает перспективу в кадре и часто наполняет движением.

Раз уж мы заговорили о геометрии снимка, вот еще один прием, который позволяет создать интересную композицию. Попробуйте расположить объекты в кадре так, чтобы они оказались в вершинах воображаемого треугольника или были в него вписаны. А теперь поэкспериментируйте. В зависимости от того, каким окажется ваш треугольник, таким будет и настроение фотографии. Ощущение устойчивости и неустойчивости, движения и статики, скольжения и взлета — все это можно передать с помощью «треугольного» позиционирования в кадре. И помните про асимметрию восприятия.

И вообще считайте до трех. Такое количество основных смысловых элементов оптимально не только в фотографии. До трех считать хорошо и сами объекты, которые оказались в видоискателе, и их смысловые группы. Мы можем посчитать, к примеру, раз, два, три человека, четыре, пять — деревья, шесть — небо, семь — облака, а можем: раз — люди, два — деревья, три — небо. Но в любом случае три — это гармония, легко воспринимаемая и воздействующая на зрителя.

Равновесие

Так же, как форма и расположение «треугольной» композиции, можно говорить об уравновешенности снимка в целом. Имеются в виду чаще всего три части снимка — правая, левая и центральная. Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается геометрической симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Подобным образом баланс достигается на импровизированных качелях, когда массивный взрослый сидит на коротком «плече» перекладины, а маленький ребенок — на длинном. При этом они взаимно уравновешены. Это неформальное равновесие. Оно всегда делает фотографию образной и эмоционально насыщенной.

Наконец, не забывайте о воздухе. Бывают очень интересные кадры, заполненные до предела, где воздуха нет вовсе. Но для таких снимков нужно обладать немалым мастерством. Начинающему фотографу лучше позволить изображению дышать. Воздушное правило, как и все, о которых мы говорили, довольно просто: свободное пространство нужно оставлять впереди движущегося объекта, будь то машина, бегущий человек или взгляд.
И еще одно правило, последнее. Все, о чем мы говорим в этом практикуме, нужно знать и уметь использовать. Но, ни в коем случае не принимать это как догму. Многие из лучших снимков в истории фотографии были сделаны как раз в нарушение правил. Желаем успехов!

СНИМОК 4.

clip_image022
Без названия Юрий Тамазин, г. МоскваСНИМОК 4.

В этом снимке золотая пропорция также образована световыми пятнами. Это горизонтальное деление. Кроме того, линия, которую образует левая грань высокой вазы, делит снимок по вертикали также в соотношении 3:5.
Притом что в самом кадре ничего треугольного нет — он образован параллелепипедами и окружностями, здесь, как и на предыдущей фотографии, можно найти треугольник. Его основная вершина — это высокая синяя бутылка.

Диагональ, которая читалась раньше в разных по высоте сосудах и наклоне очков, из-за изменения ракурса почти потерялась. Чтобы подчеркнуть ее, добавить динамики в довольно спокойный уравновешенный кадр, фотограф добавил темный шарик и камушки. Они продлевают линии и делают ее более выраженной.

СНИМОК 5.

clip_image023
Без названия Юрий Тамазин, г. Москва

Снимок выполнен вертикально. Это подчеркивает вертикальные линии стеклянных предметов и придает дополнительную стройность.
Просматривается очевидная диагональ слева направо. Она создается за счет разного роста сосудов, а кроме того, поддержана направлением очков, дужек и осью листа.

Все это к тому же составляет правую грань треугольника. Левую грань образует левый бок бутылки, нижнюю — донышки, выстроенные практически на одной линии сосудов. Основательно стоящий на плоскости прямоугольный треугольник создает впечатление устойчивости, стабильности. Во многом этому ощущению помогают световые пятна. Линия между ними делит снимок по горизонтали в соотношении 5:3. В подсветке, надо отметить, есть сознательное или бессознательное соотнесение с образами, привычными человеческому сознанию. Цвета подсветки ассоциируются: оранжевый — с землей, а синий — с воздухом.

Второй треугольник, равнобедренный, образуется слева — округлостями листа, справа — дужкой. Причем овальность листа соотносится с закругленностью линз. Очки и лист словно ведут разговор и стремятся в одну точку.

По материалам Игоря Радейко.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежие записи

Метки

100 лет Тель-Авиву queen slideshow Акива Вайс Александр Вертинский Александр Леви Александр Пенн Америка Аполлония Афганистан Ахузат Байт Баухауз Блюз на идиш Бобруйск Борис Брестовицкий Венеция Византийская империя Война. Грузия Южная Осетия. русский и грузин - братья на век! ЖЖизнь Зеев Волк Зеев Волков Зина Дизенгоф Иегуда Магидович Иерусалим Израиль Илья-пророк Италия Кладбище на улице Трумпельдор Кфар-Саба Кфар-Сава Меир Дизенгоф Мухрака НЛП Наполеон Неве-Цедек О как! Палестина Пасхальное "яичко" Рим Россия Сегодня много лет назад Сердце города Тель-Авив Тель-Авив - он такой Тель-Авив Улицы Тель-Авива Урбанистическая фантазия Флорентин Фредди Меркури Яффо алия американская колония арабы армия архитектура афоризм базар за базар барон Ротшильд без галстука без шуток бульвар Ротшильд вино внутренние органы война война в Грузии и Осетии вопросы-ответы воспоминания очевидцев вспомним молодость вы против кого дружите гид в Тель-Авиве гимназия Герцелия глюки гостиница Палатин грустно губит людей не пиво двухколесное дети диалоги дни открытых домов в Тель-Авиве друзья дядя Миша евреи евреи продали Россию женщины жизнь прекрасна загадка заграница записки на салфетках засветился зеленая тумба злачные места израильские русские история история Израиля история Тель-Авива иудаизм казино Галей Авив как это было кафе "Касит" кино книги компьютерное корабль "Руслан" кофе кошки курительные трубки кушать подано легенды Тель-Авива любимцы города любовь мединат Тель-Авив меня гонят метрай мужчины музыка мысли вслух надкусанное яблоко нам 18 на правах рекламы нарочно не придумаешь наша раша наши дети неизвестная история нелегалы памятники Тель-Авива пароходы первые цветные фотографии Тель-Авива петросянщина пиво площадь Альберта площадь Дизенгоф площадь Медина порт последний рельс поэты правило виноделов праздник прогулка в сердце города прогулки по Тель-Авиву происки буржуинов путешествия работа разbeerтуализация размышления размышлизм разочарование разрушая мифы рак бе Исраель русские израильтяне рынок Левински скребущие небеса скрытая реклама скульптура смешно и грустно смотри и слушай с праздником старое тель-авивское кладбище старые фотографии Израиля старые фотографии Тель-Авива съезд блоггеров тель-авивские байки тель-авивские истории тель-авивские кинотеатры тельавивости тенденции тенденция традиция трубки курительные туризм улица Алленби улица Бялик улица Герцель улица Герцль улица Дизенгоф улица Лилиенблюм улица Нахалат Беньямин улица Нахалат Биньямин улыбнуло умные женщины фантазия фильм о Тель-Авиве фотографии фотографии Израиля фотографии Тель-Авива фотографии из Грузии и Южной Осетии читая газеты что в имени твоем чудеса Израиля чудеса улицы Алленби шана това шутка юмора экскурсии экскурсии в Тель-Авиве экскурсии в Яффо экскурсии по Тель-Авиву экскурсия экскурсовод по Тель-Авиву я - это я

Please follow & like us :)

Архивы

Рубрики

Подписаться на нас

Страницы