…чтобы не узнал!
Пурим — один из самых веселых еврейских праздников. И всегда пурим сопровождается красочным карнавалом. «Ад ло еда» — аделояда, так называют это веселое действо. Ад ло еда — чтобы не узнал. Так положено напиться взрослым евреям, чтобы не узнать разницу между словами «Будь проклят Оман» и благословен Мордехай»
А придумал эти веселые карнавалы Борис Каушанский, мой земляк и тезка, более известный под своим артистическим псевдонимом Барух Агдати. Барух Агдати приехал в Израиль в 1910 году 15-летним пареньком из молдавского города Бендеры. Он поступает в иерусалимскую школу «Бецалель» и подрабатывает, обучая салонным танцам представителей состоятельных семейств. Но жить одному, да еще и в таком юном возрасте, оказалось слишком тяжело, и в 1914 году он возвращается в Одессу, где к тому времени жили его родители. Здесь его застает первая мировая война и вернутся в Израиль уже не возможно. Барух поступает в школу-студию Одесского театра оперы и балета. Таланливый юноша был замечен и публикой и критиками. Одесская богема благосклонна к талантам. Его принимают в лучших домах, он знакомится с поэтами и музыкантами Одессы. И однажды его новый приятель поэт Яков Фихман представляет Каушанского Хаиму Нахману Бялику: «Это тот самый легендарный Барух». И с этого момента за Борисом Каушанским закрепляется имя Барух Агадати — Барух Легендарный (агада — на иврите сказка, легенда).
Барух Агдати вернулся в Израиль ы 1919 году на знаменитом корабле «Руслан» вместе с архитектором Мегидовичем,художником Зарицким, профессором Клаузнером. Дизенгоф встречает его с распростертыми объятиями — он уже наслышан об этом талантливом танцовщикеи постановщике от своих друзей-одесситов.
В Тель-Авиве Барух Агдати создает первую балетную труппу, придумывает знаменитые пуримские карнавалы, а позже именно он вместе со своим братом Ицхаком создает первые израильские кинофильмы и первую киностудию «ГЕВА». Увлекшись кино, Барух и умирает во время съемок фильма о самом себе. Но в тель-авивской истории он навсегда остался как веселый человек, с безудержным темпераментом, душа всех пуримских аделояд-карнавалов.
Спасибо, очень интересно!))
Очень интересно, я совсем ничего не знала. Казалось это было всегда. А оказывается традиции наряжаться уже почти 100 лет. И не хочется ее нарушать 🙂
А как давно возникла традиция напиваться до неузнаваемости на Пурим?
Спасибо Вам, Вы ТАК рассказываете!..
И теперь я знаю, откуда пришло название этой ужасной Адлояды в Холоне:)
нет, ну карнавал — понятно, но я думала, что по минимуму переодеваться и напиваться (по максимуму) на Пурим — более древняя традиция….
Так оно и есть:) Агдати только карнавалы и придумал, а маскарады и застолье — это из глубокой древности:)
Израильтяне еще говорят в шутку «аглияда» — это от английского ugly — «уродливый».
Точно! 🙂